Дворец Питти и сады Боболи
На левом берегу реки Арно на протяжении более пятисот лет стоит старинный, величественный в своей строгости дворец эпохи Возрождения: символ власти, могущества и богатства.
Речь идет о флорентинском дворце, в течение четырехсот лет служившем жилой резиденцией трем правящим династиям: Медичи, Габсбургам-Лорена и Савойа. Дворец до сих пор носит имя своего первого владельца – соперника Медичи, флорентийского банкира Луки Питти, построившим его в качестве своей частной резиденции в середине XV века.
В ходе неудачных политических интриг Питти потерял могущество и богатство, дворец остался недостроенным и в 1550 году его приобрели Медичи: жена великого герцога Тосканского Козимо I Медичи Элеонора Толедская купила палаццо, сделав его представительской семейной резиденцией.
Начались строительные работы, в результате которых появился коридор Вазари, соединяющий дворец Питти с расположенным на другом берегу реки Старым Дворцом (палаццо Веккьо), у стен палаццо разбили великолепные сады Боболи.
Сменив Медичи, спустя два столетия во дворце поселились новые хозяева: великими герцогами Тосканы стали представители семейства Габсбургов-Лорена. Затем Флоренция на 6 лет стала столицей Королевства Италии, и палаццо Питти превратился в королевский дворец правящей династии Савойа, которые в 1919 году передали палаццо и примыкающий к нему садово-парковый ансамбль в собственность государства.
На трех этажах палаццо расположены несколько заслуживающих внимания музеев.
Палатинская Галерея (что означает «дворцовая галерея») и роскошные Королевские Апартаменты, украшенные старинной мебелью и фресками, занимают весь второй этаж дворца. Здесь собрана коллекция итальянских живописцев эпохи Возрождения и Барокко, среди которых самая большая концентрация в одном месте работ Рафаэля – собрание насчитывает 11 полотен мастера. Широко представлены Тициан, Рубенс, Караваджо и многие другие выдающиеся мастера кисти. Примечательно то, что палатинская коллекция живописи представляет собой сохранившийся пример картинной галереи, где работы расположены так, как их когда-то разместили по моде того времени: так называемая «шпалерная развеска», когда картины занимают всю поверхность стены до самого потолка.
В Галерее Современного Искусства представлены работы итальянских художников, чье творчество охватывает конец XVIII века и начало XX века, существенное место среди которых отведено работам художественного течения Маккьяйоли – что означает, «те, кто писали пятнами» – своего рода итальянские импрессионисты – и их основоположнику Джованни Фаттори.
Музей Моды и Костюма представлен коллекциями нарядов и аксессуаров разных эпох, среди которых особое место занимают траурные одежды XVI века, принадлежавшие хозяевам дворца: Элеоноре Толедской, ее мужу Козимо I и их сыну.
Сокровищница Великих Герцогов расположилась там, где когда-то были летние апартаменты семейства Медичи, в этой части музея представлены вазы из ценных камней, изделия из хрусталя, янтаря и слоновой кости. Дополняют коллекцию изделия из серебра герцогов Лорена и собрание драгоценностей XVII – XX веков.
Жемчужиной дворцово-паркового ансамбля являются Сады Боболи – разбитый во времена Медичи по моде эпохи Возрождения огромный парк, представляющий собой музей под открытым небом. Фонтаны, скульптуры, декоративная архитектура и причудливые искусственные гроты, кофейный павильон «Кофехаус» - редкий пример стиля рококо в столице Возрождения, Лимонайя – оранжерея, где и сегодня заботливые садовники выращивают цитрусовые.
Экскурсия по дворцу Питти и садам Боболи представляет собой волшебное погружение в эпоху роскоши и богатства, где в великолепно украшенных интерьерах вы почувствуете себя если не жильцами палаццо, то точно теми, кто по прихоти судьбы чудесным образом очутился в резиденции, пока ее хозяева куда-то ненадолго отлучились.