Экскурсия «Секреты Трастевере»
Маршрут:
Театр Марцелла – Портик Октавии – мост Фабричо (также известный как Мост 4х голов или Иудейский мост) – Остров Тиберина – мост Честио (также известный как Мост Св. Варфоломея) – вдоль Тибра по Лунготевере или по внутренним улочкам доходим до площади Соннино/Джоакино Белли/дом Данте/башня Ангвиллара – улица Лунгаретта – Базилика Санта Мария ин Трастевере – Площадь Трилусса
Если стоя у подножья кордонаты Микеланджело, что ведет на вершину Капитолийского холма, посмотреть направо, взглядом упретесь в сооружение, напоминающее Колизей. Но это не он, а его старший брат – так иногда называют театр Марцелла. Сравнение корректно только в части возраста, но не назначения: на его сцене ставились театральные постановки, проводились поэтические и музыкальные турниры. Расположение театра не случайно: в этом месте уже в 179 году до н.э. стоял театр, связанный с храмом Аполлона. Строительство нового театра было начато Юлием Цезарем. Дело Цезаря продолжил и закончил в 17 году до н.э. Октавиан Август, назвав театр в честь своего племянника и наследника Марка Клавдия Марцелла.
В эпоху средневековья театр разделил судьбу многих античных сооружений: он служит каменоломней для добычи строительного материала для новых зданий, а затем становится крепостью могущественных римских семейств, борющихся за власть. Переходя из рук в руки, в XIV веке крепость на обломках театра достается семейству Савелли, которые заказывают прославленному архитектору Бальдассару Перуцци строительство палаццо.
В XVIII в. палаццо в очередной раз меняет владельцев – ими становятся Орсини – и приобретает свой окончательный вид.
В 1950 году палаццо приобретает семья Ориго, наследники которой в 2012 году выставляют его на продажу за 32 миллиона евр: 1000 кв. метров с внутренним апельсиновым садом на месте сцены античного театра, огромная терраса, многочисленные комнаты и бальный зал, библиотека и винный погреб м в 431 кв. метр.
Символически театр продолжает нести свою миссию и в наши дни: летними вечерами у его арок проводят концерты классической музыки.
В нескольких шагах от театра Марцелла остатки монументальных ворот - это портик Октавии, названный в честь сестры Октавиана Августа, матери Марцелла. В античные времена на этой территории располагались храмы, библиотека. В средние века на руинах портика расположился рыбный рынок и церковь.
Рядом находится один из самых интересных и аутентичных мест города – римское гетто. Еще с античных времен выходцы из Иудеи селились в этом районе города. Район до сих пор сохранил такое название, которое получил в середине XVI века. По приказу римского папы было принято решение ограничить расселение евреев города именно этим местом, огородить его стенами, ввести строгие правила входа и выхода, обязать его жителей носить опознавательные знаки на одежде, установить ограничения в занятии профессиональными видами деятельности.
Только в XIX веке стены гетто были разрушены и его жителей приравняли в их правах к остальным гражданам Италии. Но времена второй мировой войны снова внесли трагические моменты в историю района и его жителей.
В настоящее время здесь можно отведать самые вкусные артишоки по-римски и по-иудейски, полакомиться самым вкусным в городе пирогом с рикоттой и вишней, отведать блюда аутентичной римской кухни.
От Гетто рукой подать до Тибра, оттуда пару минут пешком и вы на другом берегу. Для этого надо пересечь мост Фабричо, попасть на остров Тиберина и по мосту Честио перейти на противоположный берег.
Мост Фабричо - единственный мост в городе, который сохранил свою античную структуру. Построен в 62 году до н.э., и известный в народе как Иудейский мост из-за близости к гетто, или мост четырех голов, из-за древних стел с каменными изображениями голов на них, которые перенесли сюда в XIV веке. Головы, скорее всего, изображают двуликого бога Януса, но городская легенда рассказывает о четырех архитекторах, работавших над мостом и казненных по приказу римского папы. Видимо, не зря этот мост был излюбленным местом для самоубийц, желающих покончить счеты с жизнь, бросившись с него. А может из-за того, что еще с античных времен на острове находился храм, где чудесным образом исцелялись больные, а с 1584 года находится больница, действующая до сих пор. В случае неудачи выловят и вернут к жизни.
Маленький остров Тиберина обладает большой историей, достойной отдельной экскурсии. Существует несколько легенд образования острова. По одной из них, в 291 году до н.э. в Риме бушевала эпидемия чумы. Горожане снарядили и отправили корабль в Грецию в город Эпидавр, славившимся своим храмом бога врачевания Асклепия (Эскулапа), с целью попросить у него помощи. Во время ритуала огромный змей выполз из храма и спрятался на корабле римлян. Посчитав, что это сам бог врачевания в образе змея заполз на корабль, римляне отплыли на родину. Когда корабль был недалеко от острова Тиберина, змей выскользнул в реку, доплыл до острова и там скрылся, указав таким образом место для строительства храма. По завершении строительства храма чума чудесным образом прекратилась, а самому острову придали форму корабля.
Археологи подтверждают присутствие на острове храмов, посвященных различным божествам. Храм Эскулапа находился в южной части острова, там, где сейчас расположена церковь Святого Варфоломея. До наших дней на острове сохранились обломки кормовой части корабля из травертина, на которых можно разглядеть символ Асклепия – жезл-кадуцей с обвитой вокруг него змеей. Летом на острове проводят мероприятия, посвященные кино, и устраивают кинотеатр под открытым небом.
На другой берег города с острова Тиберина попадаем через мост Честио. Постоенный в I веке до н.э. мост в ходе своей долгой истории претерпел множество реконструкций и переименований. Мост Честия связывает остров Тиберина с районом Трастевере (дословно «по ту сторону Тибра»).
Считается что для того, чтобы прочувствовать истинный дух Рима, проникнуться атмосферой старого города, нужно обязательно прогуляться по узким, вымощенным булыжниками улочкам Трастевере. Жители района до сих пор называют себя «ноантри», что на местном диалекте означает «мы другие, мы здешние», подчеркивая свою особенность и противопоставляя себя жителям других римских районов.
Трастеверинцы в июле проводят праздник своего района, который длится несколько дней. В первый день по реке Тибр на катере в торжественной процессии провозят статую Мадонны Фьюмаролы (Речной Мадонны) - святой покровительницы района и ее жителей. В дни праздника мероприятия знакомят гостей и жителей города с культурными традициями района. Многочисленные ресторанчики, которыми напичкан район, приглашают отведать блюда типичной римской кухни.
Прогулки по Трастевере традиционно начинаются от памятника римскому поэту Джоакино Белли: именно он встречает гостей и жителей района Трастевере. Живший в середине XIX века, Белли прославился своими сонетами, написанными на римском диалекте. Поэт своим творчеством живо реагировал на окружающую действительность, высмеивая пороки общества и человеческие слабости.
Напротив Белли - мрачное здание средневекового вида - палаццо Ангвиллара, известное как дом Данте из-за находящегося в нем общества по изучению литературного наследия поэта.
Прямая и длинная улица Лунгаретта – настоящий променад для посетителей района. Пройти ее быстро не выйдет не только из-за толп желающих посетить район, но и от постоянного верчения головой из стороны в сторону, чтобы разглядеть ресторанчики, магазины и лавочки местных жителей. Лунгаретта ведет в место, которое по праву считается центром района, его сердцем – на площадь Санта Мария ин Трастевере с одноименной базиликой и фонтаном в центре.
Среди многочисленных римских церквей Санта Мария ин Трастевере выделяется мистической историей ее основания. Базилика воздвигнута на месте, где в 38 году до н.э. из земли в течение всего дня наблюдали выход минерального масла, что позднее было рассмотрено как символический знак явления Христа как помазанника Божьего. На ступенях пресвитерия указано место, где по легенде когда-то произошло это явление. Славится базилики и своей мозаикой XIII века, и почитаемой нерукотворной иконой девы Марии с младенцем на руках, которую по легенде написал сам апостол Лука.
Узкие витиеватые улицы приводят снова на набережную Тибра с небольшой площадью Трилусса. Названная в честь римского поэта Карла Алберта Салюстри, известного под псевдонимом Трилусса, площадь является излюбленным местом тусовки местной молодежи. Уличные музыканты зачастую устраивают здесь свои выступления, на радость зевакам, устроившимся с напитками на ступенях фонтана XVII века.
Много тайн, историй, легенд хранят места на маршруте экскурсии. Настоящее и прошлое, легенды и реальные истории тесно переплетаются и дополняют друг друга. Приоткрыть завесу и познакомиться с некоторыми из них вы сможете на нашей экскурсии.